100 пророчеств Калиостро
Один из предвестников Великой французской революции граф Мирабо суммировал мнения и сомнения современников вопросом: кто он, Калиостро, — мошенник или святой? Но даже потомки не пришли на этот счет к единому суждению. В XIX веке большинство писавших о Калиостро посадило его, по выражению Стефана Цвейга, на позорную скамью шарлатанов. Имя Калиостро попало также и в анналы политической жизни: ему довелось быть одним из главных участников в так называемом «деле об ожерелье», о котором будет подробно рассказано в одной из глав.
Слава плодит как поклонников, так и завистников и всевозможных мошенников. Одним из недостатков Калиостро была его слепая доверчивость, из-за которой он сам не раз оказывался без средств к существованию. К примеру, драматический случай, когда два его высокородных предателя, маркиз Аглиато и Оттавио Никастро, сначала улизнули от графа со всеми его сбережениями, а затем стали распространять о нем самые низкие слухи. И хотя оба они были казнены позднее за новые преступления — денежные махинации и убийство, слухи, пущенные ими, продолжали жить, и, как это часто бывает, стали частью посмертной биографии Калиостро.
Другими «доброжелателями», приложившими руку к дискредитации графа, причем тоже посмертной, были иезуиты. Орден, прославившийся в Европе своими жуткими методами и неоднократно изгонявшийся из-за них из многих европейских государств, распространил лживую информацию о том, что граф Калиостро, он же Джу- зеппе Бальзамо, состоял членом отделения ордена иезуитов в Клермоне во Франции. В то время ни один честный человек не пожелал бы себе такой репутации. С того момента граф становится «авантюристом», воплощением лжи, лицемерия и низости, — всего, что связывалось со словом «иезуитство».
Так Калиостро превратился в обманщика-иллюзиониста, в лучшем случае — в занимательный литературный персонаж исторических романов, не имеющий ничего общего со своим прототипом.
Не следует, однако, забывать, что среди горячих поклонников Калиостро были Шиллер и Гете, и они оставались верны этому до самой своей смерти. Гете во время своего путешествия на Сицилию потратил много сил и времени, собирая информацию о Джузеппе Бальзамо на его предполагаемой родине; именно на основе этих многочисленных записей создатель «Фауста» написал роман «Великий Кофта».
А само имя Джузеппе Бальзамо, если его расшифровать с помощью каббалистических методов, означает «Тот, кто был послан». Оно было дано графу еще в молодости тем, кто посвятил его в тайны герметической философии, древней науки египетских жрецов. Учителя графа Калиостро звали Альтотас. Многие из окружения графа знали об этом «великом герметическом мудреце», но никто не знал, откуда он появился и куда исчез, передав свои познания Джузеппе Бальзамо, а вместе с ними и некую тайную миссию.
Следует прислушаться ко мнению Елены Блаватской, утверждающей, что само имя «Джузеппе Бальзамо», означающее «Тот, кто был послан», или «Данный», а также «Господин Солнца», свидетельствует о том, что и оно, а не только громкий титул «граф Калиостро», не могло быть истинным родовым именем. К концу прошлого столетия среди некоторых теософских профессоров возникла тенденция транслитерировать в восточной форме любое имя, которое давалось оккультными братствами своим ученикам, предназначенным для работы в миру. И кто бы ни был отцом Калиостро, его звали не Бальзамо. Поскольку в юности Калиостро получал наставления от человека, которого называли, как предполагается, Альтотасом, или «великим герметическим мудрецом», т. е. адептом, нетрудно принять традиционное представление о том, что именно этот последний и дал Калиостро его символическое имя.
Впрочем, и Елена Блаватская подчас субъективна, утверждая, что главной причиной жизненных трудностей Калиостро был его брак с Лоренцой Феличиани, которая была орудием в руках иезуитов; и двумя меньшими причинами были его исключительно добрая натура и та слепая доверчивость, которую он проявлял в отношении своих друзей. Позже некоторые из них стали предателями и ненавистными врагами. Никакое из тех преступлений, в которых его обвиняли, не привело к уменьшению его славы и к ухудшению его посмертной репутации; но все это произошло, считает Блаватская,
Калиостро похвалялся, что он разговаривал с Александром Македонским, Юлием Цезарем, что собственным глазами видел пожар Рима при Нероне и распятие Христа.
Люди верили, и деньги рекой лились в его карманы. Калиостро побывал и в Голландии, и в Германии, и в России, но особенный, ни с чем не сравнимый успех он имел во Франции. По-княжески расточительный, он всюду будил удивление и обожание. Исцеляя больных и одаривая бедных, Калиостро использовал свои действительные знания неведомых тогда тайн природы. Сохранились его записки, в которых он цинично откровенен: «Люди, за очень малым исключением, до того глупы, легковерны и ничтожны, что нет никакого греха пользоваться их глупостью, легковерием и ничтожностью, извлекая из них всю пользу для себя и для других. Есть болезни, страдания, горе, нищета — всему этому следует помогать, не думая о глупости и ничтожности тех, кто страждет. Потому пусть здоровые, счастливые и сытые дают мне средства для помощи, к тому же давая мне наслаждение своего тупоумия и недалекости…»