Ю.В. Мизун, Ю.Г. Мизун
ТАЙНЫ БОГОВ И РЕЛИГИЙ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Люди всегда хотели узнать: Кто создал этот мир? Кто управляет им? От Кого зависит будущее этого мира? Они всегда чувствовали, что есть Некто высший. Представления об этом Некто были разные у разных племен и народов. Они изменялись с течением времени. Человек постепенно, шаг за шагом шел по дороге, которая приближала его к Истине, к правильному пониманию устройства мира, в котором он живет, Творца этого мира, своего места в нем. Однако человеку не дано понять все до конца. Но не это важно. Важно то, какой дорогой он идет, куда ведет эта дорога. К миру, добродетели, любви к ближнему, взаимопомощи и прощению?
Человек всегда шел этой дорогой. Стремления и идеалы его в разные эпохи были очень похожи по своей сути. Он жаждал справедливости и верил в то, что мир держится на ней и что справедливость восторжествует. Если не в этой жизни, то в другой или в другом мире. Вера в справедливость и стремление к ней в человеке неистребимы. Этой верою человек и живет.
Существенного противоречия между разными истинными религиями нет (если не вдаваться в несущественные формальности, которым между тем верующие придают часто слишком большое значение). Чтобы убедиться в этом, нужно заглянуть глубже в самую суть религий. Это мы и постарались сделать в этой книге. Прочитавший ее поймет, что дорога у всех нас — христиан, мусульман, буддистов, иудеев и других — одна, все мы хотим жить в мире, благодати, любви. Будем помнить, что любовь к Богу это и есть любовь к ближнему. «Возлюби ближнего, как самого себя».
ДРЕВНИЕ РЕЛИГИИ
ТАЙНАЯ МУДРОСТЬ ЕГИПТА
Из известных нам цивилизаций Египетская является самой древней. По крайней мере она существовала уже в X тысячелетии до н. э. Философ Платон, живший в V–IV веках до н. э., считал, что мудрость египетских жрецов берет свое начало в религии Атлантиды. Сведения о всемирной катастрофе, в которой погибла высочайшая цивилизация, мы проанализировали в книге: «Озонные дыры и гибель человечества?» (Вече, 1998). Об этом же говорится и в тайных учениях европейского Средневековья. В них египетских жрецов называют хранителями мудрости атлантов. В V веке до н. э. Геродот, древнегреческий «отец истории», считал, что египтяне «были первыми, кто стал воздвигать богам алтари, статуи и храмы».
В благодатную долину Нила (мы говорили об этом в книге «Озонные дыры») египтяне пришли из Сахары после того, как климат там стал очень сухим и Сахара стала превращаться в пустыню. До этого долина Нила была практически непригодной для проживания, здешний климат был слишком влажным и нездоровым. Пришедшие в долину Нила народы специалисты называют одним словом — хамиты. Это собирательное имя аборигенов всех племен белой расы на северо-востоке Африки. Но в долину Нила кроме хамитов пришли и предки семитов (протосемиты). Они смешались, и образовавшийся народ постепенно стал разговаривать на едином семито-хамитском языке. На самом крайнем юге Египта пришедшие туда из Сахары племена встретили негроидные племена аборигенов и смешались с ними, но при этом хамиты сохранили свой язык и внешний вид. Это были стройные, смуглые люди с прямыми черными волосами и миндалевидными глазами. Во всяком случае, так они описаны в источниках, отнесенных к VI тысячелетию до н. э. Сахара находится к западу от Египта. Имеются указания на то, что предки египтян пришли именно оттуда. Но еще более ранние источники упоминают о том, что предки египтян прибыли из некой северной страны, гипербореев, которая находилась в царстве вечной мерзлоты и ночи, которая длилась целые полгода. Любопытно, что эта «блаженная земля» упоминается как прародина у многих народов, в том числе у ариев, которые заселили Индию.
О древнейшей истории и религии Египта мы знаем слишком мало. Мало для того, чтобы нарисовать непротиворечивую картину жизни и верований этого древнейшего народа. Такие описания историки пытаются давать с первой половины III тысячелетия до н. э. Тогда по введенной ими терминологии началась эпоха Древнего Царства. Имеется достаточно информации для того, чтобы представить себе религию и богов египтян того времени. В это время из множества мелких княжеств образовались два сильных царства — Верхний и Нижний Египет. Примерно в начале III тысячелетия они слились в единое централизованное государство. С этого момента можно говорить о единой египетской религии. Древнее Царство знало эпоху расцвета, после которой наступил упадок. Период упадка (конец III тысячелетия — начало II тысячелетия до н. э.) специалисты называют Средним Царством. После этого упадка наступил новый расцвет. Это эпоха Нового Царства, которая длилась до половины I тысячелетия н. э.
За всю эту длинную историю Египет был повержен неоднократно врагами. Так, в IV веке до н. э. Египет стал частью империи Александра Македонского, а в I веке до н. э. был завоеван римлянами. Но это не привело к существенному изменению Египетской религии. Она изменилась, а точнее погибла только с распространением христианства во всем Средиземноморье, а также на Переднем Востоке. Египетская религия с тех пор перестала быть регулятором жизни общества. Но это не значит, что она исчезла бесследно. Отнюдь нет. Различные мистические направления как в иудаизме, так и в христианстве пронизаны многими символами и мифическими образами Египта. Египетская символика четко просматривается в Каббале (мистическом учении иудаизма), в масонских обрядах, а также в легендах средневековых духовных орденов Европы.
Как и у многих других народов, у египтян главным богом было Солнце. Пламенному богу Ра поклонялись египтяне в эпоху всех трех египетских царств. Бог Ра был общенациональным богом. Были и другие боги, но они играли подчиненную роль. Можно сказать, что они были только различными проявлениями одного и того же единого бога Ра. Исходя из этого в середине II тысячелетия до н. э. фараон Египта Аменхотеп IV законодательно ввел единобожие. Единого бога стали называть Атоном (Солнечным диском). Поэтому и сам фараон изменил свое имя. Он стал Эхнатоном (то есть угодным богу). Собственно, это происходило примерно в то же время, когда Авраам стал проповедовать среди евреев Единого Бога.
Городом бога Ра был Гелиополь (Город Солнца). Это по-гречески. По-египетски это город Баальбек. Богу Атону была построена новая столица — Ахетатон (Горизонт Атона). Но, как это часто бывало в истории разных народов, после смерти фараона-реформатора все вернулось на круги своя: Египет продолжал почитать своих прежних богов, благо они также олицетворяли Солнце.
Богов в египетской религии много, хотя и не столько, как в индуизме. Часть этих богов (божеств) имеют подобие человека. Это бог-творец Птах, бог Амен, его супруга Мут и сын Хонсу, Исида и Осирис, богиня Хатор — покровительница любви и веселья. Кроме человекоподобных у египтян немало смешанных богов. Их изображали с телом человека и головой какого-либо животного. О боге-творце Птахе мы уже сказали. Он имел внешний вид человека. Но его супруга — воинственная Сохмет имела голову львицы. Голову птицы ибис имел бог мудрости Тот, соколиную голову имел бог света Гор, крокодилью голову имел