Пауло Коэльо
Мактуб
Посвящается Нгa Чике[1]
«Мактуб» означает «Это написано». Арабы переживают, что «Это написано» не совсем правильный перевод, потому что хотя действительно все уже написано, Бог сострадает, и пишет это просто для того, чтобы помочь нам.
Путешественник в Нью-Йорке[2]. Он проспал встречу, и когда покидал отель, то увидел, что его машина отбуксирована полицией. В результате он слишком поздно пришел на встречу, обед длился дольше, чем было необходимо, и он думал о штрафе, который должен заплатить. Это была плата за удачу. Вдруг, он вспомнил о долларовой купюре, которую он вчера нашел на улице. Он увидел странную связь между долларом и событиями, происшедшими с ним этим утром. «Кто знает, может быть, я нашел эти деньги до человека, который предполагал их найти? Может быть, я убрал этот доллар с пути кого-нибудь, кто действительно в нем нуждался. Кто знает, может быть, я помешал тому, что было написано?» Он почувствовал, что должен избавиться от доллара и в этом момент увидел нищего, сидящего на тротуаре. Он быстро вложил доллар ему в руки и почувствовал, что он восстановил равновесие вещей. «Одну минуту», сказал нищий. «Я не прошу милостыню. Я поэт и хочу прочитать вам стихотворение при возвращении». «Хорошо, прочитайте что-нибудь покороче, потому что я спешу», сказал странник. Нищий сказал: «Если ты еще живешь, это потому что ты еще не пришел в место, в которое должен прийти».
Подумай над ящерицей. Она проводит большую часть своей жизни на земле, завидуя птицам и негодуя на свою судьбу и форму. «Я самое несчастное из всех созданий», думает она. «Безобразное, отталкивающее, и осужденное ползать по земле». Однажды, все же, Мать Природа попросила ящерицу сделать кокон. Ящерица изумилась, ( она никогда не делала до этого коконов. Она подумала, что построит себе могилу и подготовится умереть. Хотя и несчастная в жизни, которую она провела до сих пор, она пожаловалась Богу: «Как только я привыкла к этому положению вещей, Господин, ты забираешь то немногое, что у меня есть». В отчаяние, она завернулась в кокон и стала ждать конца. Несколько дней спустя, ящерица увидела, что превратилась в прекрасную бабочку. Она стала способна летать в небе и необычайно восхитилась этому. Она пришла в удивление от жизни и от замыслов Бога.
Путешественник обратился к отцу-настоятелю монастыря в Сцете. «Я хочу сделать мою жизнь лучше», сказал он. «Но я не могу уберечь себя от грешных мыслей». Настоятель монастыря обратил внимание на сильный ветер, дующий снаружи, и сказал страннику: «Здесь немного жарко. Я поражусь, если ты захватишь кусочек этого ветра снаружи и принесешь его сюда чтобы остудить комнату». «Это невозможно», сказал странник. «Также невозможно уберечь себя от мыслей, которые противны Богу», ответил монах. «Но если ты знаешь, как сказать нет искушению, они не причинят тебе никакого вреда».
Учитель сказал: «Если решение должно быть принято, лучше сделать это и иметь дело с последствиями. Ты не можешь знать заблаговременно, какие будут последствия. Искусство гадания было разработано, чтобы советовать людям, но не для того, чтобы предсказывать будущее. Оно дает хорошие советы, но плохие пророчества. В одной из молитв Иисус учил нас, говоря: 'Господь сделает'. Когда Он ставит проблему, Он также дает и решение. Если бы гадание было бы способно предсказывать будущее, каждый предсказатель был бы богат, женат и доволен».
Ученик пришел к своему учителю: «Довольно долго я искал свет», сказал ученик. «Я чувствую, что я близок к его достижению. Мне нужно знать, каким будет следующий этап». «Как ты поддерживал себя?» спросил учитель. «Я еще не узнал, как поддерживать себя; мои родители помогали мне. Но это мелочь». «Твой следующий шаг – смотреть прямо на солнце в течение полминуты», сказал учитель. И ученик подчинился. Когда полминуты истекли, наставник попросил его описать пространство, которое его окружает. «Я ничего не вижу. Солнце поразило мое зрение», ответил ученик. «Человек, который ищет только свет, уклоняясь от обязательств, никогда не найдет сияния. И тот, кто смотрит прямо на Солнце, в конце концов ослепнет», пояснил учитель.
Человек шел по долине в Пиренеях[3], когда встретил старого пастуха. Он поделился с ним своей едой, и долгое время они сидели и говорили о жизни. Человек сказал, что если кто-нибудь верит в Бога, он должен также понимать, что он не свободен, поскольку Бог управляет каждым его шагом. В ответ на это пастух провел его в овраг, где он мог услышать – с абсолютной чистотой – эхо каждого звука. «Жизнь является этими стенами, а судьба – это тот крик, который делает каждый из нас», сказал пастух. 'Все что мы делаем, отражается в Его сердце, и возвращается к нам в том же самом виде. «Бог – это эхо наших собственных дел».
Учитель сказал: 'Когда мы чувствуем, что пришло время перемен, мы начинаем – бессознательно – проматывать пленку сначала, чтобы рассмотреть каждое поражение, которое мы испытали до этого. 'И конечно с возрастом, увеличивается число наших трудностей. Но в то же самое время, опыт дает нам возможность наилучшим способом преодолеть этих поражений, и найти пути, который позволит нам идти вперед. И также мы должны просматривать эту вторую пленку на нашем умственном видеомагнитофоне. 'Если мы просматриваем только запись наших поражений, мы становимся парализованными. Если мы наблюдаем только запись наших успехов, мы начинаем думать, что мы мудрее, чем есть на самом деле. «Нам нужны обе этих ленты».
Ученик сказал учителю: «Я истратил большую часть дня, думая о вещах, о которых я не должен думать, желая вещи, которые я не должен желать и строя планы, которые я не должен строить». Учитель пригласил ученика на прогулку через лес за его домом. По дороге он указал на растение и спросил ученика, знает ли он его название. 'Белладонна[4]', ответил ученик. «Она может убить каждого, кто съест ее листы». «Но она не может убить того, кто просто наблюдает за ней», сказал учитель. «Подобно этому, отрицательные желания не могут вызвать никакого зла, если ты не позволишь им соблазнить тебя».
Между Францией и Испанией находится горная цепь. На одной из этих гор есть деревня, называющаяся Аргелес, а в деревне – холм на пути в долину. Каждый полдень старый человек поднимается на холм и спускается с него. Когда путешественник впервые пришел в Аргелес, он не был об этом осведомлен. Во второе посещение он обратил внимание, что он пересекся в дороге с тем же человеком. И каждый раз, когда он шел в деревню, то воспринимал человека в большей степени – его одежду, его берет, его трость, его очки. В настоящее время, всякий раз, когда он думает об этой деревне, он думает о старом человеке, хотя даже и не знает, что он существует. Только однажды странник говорил с этим человеком. В шутливой форме он спросил старика: «Вы думаете, что Бог живет на этих красивых горах, окружающих нас?» «Бог живет», сказал старый человек, «в тех местах, которые позволяют Ему там находиться».
Учитель провел одну ночь со своими учениками, и сказал им развести костер, чтобы они могли посидеть и поговорить. «Путь духовного развития похож на огонь, который горит перед нами», сказал он. « Человек, который хочет его разжечь, должен иметь дело с неприятным дымом, который затрудняет его дыхание и вызывает слезы на его глазах. Так просыпается его вера. Тем не менее, как только огонь разожжен, дым исчезает, и пламя освещает все вокруг него – обеспечивая тепло и уют». «Но что если кто-нибудь еще разожжет для него огонь?» спросил один из учеников. «И если кто-нибудь поможет нам избежать дыма?» «Если кто-нибудь сделает так, то он ложный учитель. Учитель способен получить огонь, где бы он ни захотел, или потушить его всякий раз, когда он захочет так сделать. И поскольку он никого не учил, как разжигать огонь, вероятно, он оставит все в темноте».
«Когда ты пройдешь свой путь, ты найдешь дверь с написанной на ней фразой», заявил учитель. 'Возвращайся ко мне и сообщи, что говорит эта фраза '. Ученик отдался поиску телом и душой, и однажды пришел к двери, а затем вернулся к мастеру. 'Там было написано 'ЭТО НЕВОЗМОЖНО', сообщил он. «Это было написано на стене или на двери?» спросил учитель. «На двери», ответил ученик. «Хорошо, тогда положи свою руку на дверную ручку и открой ее». Ученик подчинился. Поскольку фраза была написана дверью, она давала путь подобно тому, как делала это сама дверь. Когда дверь была полностью открыта, он не смог больше видеть фразу – и он вошел.
Учитель сказал: «Закрой свои глаза. Или, даже если твои глаза будут открыты, представь себе следующую картину: стая птиц на ветру. Теперь, сообщи мне, сколько ты видел птиц: Пять? Одиннадцать? Шестнадцать? Независимо от того, какой ответ – а любому будет трудно сказать, сколько птиц он увидел – одна вещь становится совсем ясной в этом небольшом эксперименте. Ты можешь представить себе стаю птиц, но число птиц в стае не поддается твоему управлению. Изображение все еще ясно, отчетливо выражено, точно. Это и должно быть ответом на вопрос. Кто определит, сколько птиц будет появляться на представляемой сцене? Не ты!»
Человек решил посетить отшельника, который по рассказам жил недалеко от монастыря в Сцете. После бесцельного странствования по пустыне, он, наконец, обнаружил монаха. «Мне нужно знать, какой первый шаг должен быть сделан по пути духовного развития», сказал он. Отшельник подвел человека к небольшому колодцу, и сказал ему, чтобы он посмотрел на свое отражение в воде. Человек попытался это сделать, но отшельник бросил в воду камень, и поверхность воды исказилась. «Я не увижу в воде свое лицо, если ты будешь продолжать бросать камни», сказал человек. «Подобно тому, как невозможно человеку видеть свое лицо в беспокойных водах, также невозможно искать Бога, если ум озабочен поиском», сообщил монаха. «Это – первый шаг!»
В течение времени, когда путешественник практиковал Дзен медитацию, его учитель однажды пошел в один угол доджо (место, где находились его ученики) и возвратился с бамбуковой палкой. Некоторые из его студентов – те, кто не был способен хорошо сконцентрироваться – подняли руку. Учитель подошел к каждому из их и ударил их по каждому плечу три раза палкой. Когда он увидел это впервые, странник посчитал это средневековьем и нелепостью. Позже он понял, что часто бывает необходимо передать духовную боль на физическую плоскость, чтобы воспринять зло, которое она создает. На дороге в Сантьяго[5], он выучил упражнение, которое представляло собой царапанье своим указательным пальцем кожи большого пальца всякий раз, когда он думает критикующие себя мысли. Страшные последствия отрицательных мыслей воспринимаются только значительно позже. Но,