Определим термины
Разговор о кабале стоит начать с напоминания о том, что она является неотъемлемой органической частью иудаизма, принятым всеми магистральными течениями в нем учением, одним из разделов Устной Торы. Появившиеся в последнее время попытки противопоставления кабалы иудаизму или ее отделения от него просто некорректны.
Существует Писание (Письменная Тора, Танах), которое христиане почитают и называют «Ветхий Завет». Кроме него есть Предание (Устная Тора), которая вся — необходимое разъяснение, расшифровка и анализ текста Торы Письменной; эти части целого синхронны и неразрывны.
Устная Тора включает в себя четыре подхода к исследованию и пониманию текста Танаха. Хотя каждый из них имеет свою систему правил и развивается в собственном направлении, они неразделимы, составляя в своей совокупности гармоничное единство, дополняя и уточняя друг друга. Следует особо подчеркнуть, что такое деление ни в коем случае не может рассматриваться как иерархическое, отражая лишь разницу в целях и методах учебы. Это
Четвертое из перечисленных выше направлений,
Кто бы ни занимался кабалой на протяжении тысячелетий устной передачи традиции — пророки, знатоки Закона, мудрецы, моралисты, — одно оставалось неизменным: все они делали это вполне профессионально и систематически.
Уже в самом тексте Танаха упомянуты так называемые «пророческие школы», ученики которых исследовали то, что сегодня назвали бы эзотерическими и мистическими аспектами «слова и бытия». Со временем процесс накопления знаний в этой области привел к неизбежной структуризации материала, возникали школы и направления, формировались символический язык и терминология. В конце концов тексты стали фиксировать письменно. Но и после того, как труды кабалистов стали записывать, эти записи предназначались для коллег, а не для профанов, и отчасти поэтому велись на особом языке, характерном специфическими понятиями, ассоциативными связями и недоговоренностями, — «защита от несанкционированного доступа», если воспользоваться современной терминологией.
По сей день именно эти трудности в изучении текстов кабалы являются причиной основных проблем для начинающих свое знакомство с ней. Они ставят непреодолимый заслон перед теми, кто не знает в совершенстве иврит и арамейский и не «вписан» в контекст еврейской цивилизации. Без знания терминологии, без возможности отследить ассоциативные ряды и символику любая попытка исследования текста кабалы обречена на неудачу.
Гармония Откровения
Следует уточнить, что, хотя, как мы уже отмечали, между четырьмя направлениями Устной Торы нет иерархических отношений и каждое из них имеет свою сферу применения, последовательность в их изучении существует и должна учитываться. Возможно, в этом смысле их лучше было бы назвать не направлениями, а слоями. Ведь если
Требование объемности и гармоничности в знании достаточно универсально. Специалист в любой области не может быть высококлассным, если его знания не обладают известной мерой полноты. От проктолога не требуется отменное знание физики, но в качестве врача он должен быть компетентен не только в лечении трещин и геморроя. В противном случае его «профпригодность» сомнительна.
На протяжении поколений все те, кто получил известность в качестве учителей еврейского народа и мудрецов, занимались всеми областями еврейского знания, хотя зачастую их специализация и опубликованные труды относились лишь к одной из них. Если же и были «узкие специалисты» (по словам Козьмы Пруткова, подобные флюсу), то они воспринимались как своего рода ремесленники, мастеровые. Такие люди, возможно, способны решать заурядные прикладные задачи, но не в силах выйти за их рамки, да и не имеют права на это. Именно в силу той свободы мысли и творчества, которой Тора наделила мудрецов, той ответственности, что вытекает из нее, недопустимо стирание границ между ними и ремесленниками, не воспринимающими Тору в ее полноте и поэтому не имеющими прав на принятие по- настоящему важных решений.
Попытки избирательного изучения Торы, в ходе которого выделяется какая-либо определенная область и все внимание переносится только на нее, имеет двойной отрицательный эффект: с одной стороны, «узкий специалист» оказывается заложником неадекватного подхода к Торе и — что неизбежно — извращенно понимает сказанное в ней. С другой, создается диспропорция, опасность которой легко осознать на примере из области медицины. Неконтролируемый рост тканей не только не развивает организм, но убивает его. Любая область изучения Торы, непропорционально разросшаяся в ущерб гармонии Откровения, губительна для него, подобно раковой опухоли.
Профессиональная пригодность
Еще одна не менее важная проблема состоит в том, что от мудреца требуется отнюдь не только знания и интеллект, но и определенный моральный уровень. Есть целый спектр занятий, пригодность к которым определяется не только формальными знаниями и профессиональными навыками. Я не доверюсь судье, врачу, учителю, о которых известно лишь то, что они вполне грамотны. По отношению к Торе это требование однозначно: человек должен не только изучить написанное в ней, но и жить в соответствии с ее законами.
О том, кто изучает Тору на умозрительном уровне, не претворяя ее положения в жизнь, у нас говорят, что его талес (одеяние, в которое облачаются во время молитвы) подобен попоне на спине осла. Ведь Тора не только литературный памятник и совокупность морально-этических наставлений. Она — Б-жественное откровение и предписывает определенный образ жизни, конкретные нормы поведения. И предание заповедей забвению, изъятие из Торы сферы их практической реализации — это все то же губительное разрушение ее целостности, о котором мы уже говорили.
Знаток текста Торы, не живущий по ее законам, не может быть мудрецом, учителем. Самим фактом