Герман Гессе
Магия книги (сборник)
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
О выставке современных изданий
Раритет
О новой повествовательной литературе
Обращение с книгами
Неизведанные сокровища
Дешевые книги
Чтение книг и обладание книгами
О писателе
Молодому поэту
О чтении
[Из предисловия к лирической антологии]
Индийские сказки
Немецкие прозаики
Библиотека за год
Язык
О стихах
Книжный человек
Чистка библиотеки
О некоторых книгах
Фантастические книги
Вариации на тему Вильгельма Шефера
О чтении книг
Предисловие писателя к изданию своих избранных произведений
Речи Будды
Типография Бодони в Монтаньоле
Немецкий народ и немецкая литература
Непризнанные писатели
Кредо писателя
Библиотека всемирной литературы
Одна рабочая ночь
Экскурс в спортивное плавание
Чтение в кровати
Заметки на тему „Литература и критика“
Магия книги
Отряхивание книг
За чтением одного романа
Мировой кризис и книги
Любимое чтение
Будни литератора
Послание автора корректору
Письмо молодому японскому коллеге
Юный гений
Благодарственный адрес по поводу вручения Премии мира Немецкой книготорговли
Письмо и письмена
А. С. Науменко. Послесловие. Писатель, околдованный книгой
Понятия и персоналии, встречающиеся в текстах
Предисловие
Жизнь и творчество Германа Гессе (1877-1962), одного из крупнейших писателей XX века, мастера психологического символизма, тонкого мыслителя, лирика и стилиста, автора таких известных на весь мир произведений, как „Демиан“, „Сиддхартха“, „Степной волк“, „Нарцисс и Златоуст“ и „Игра в бисер“, много раз подробно описаны и сравнительно хорошо изучены, но удивительно мало найдется работ об отношении творчества и личности Гессе к книжной культуре и самой книге. Библиофильство Гессе представляют обычно как очень большое увлечение, не связанное с творчеством писателя. А ведь книга формировала личность Гессе, придала неповторимый характер его поискам, стала лейтмотивом, то скрытым, то выходящим на поверхность, всех его произведений, в собственном смысле слова стала его судьбой.
Повод так думать дает даже самый поверхностный обзор жизни и творчества писателя, которые сплавлены с книжной культурой, как, пожалуй, мало у кого из других авторов времен минувших и нынешних. Прямо или косвенно книга выступает у Гессе и объектом, и субъектом его писательства; она и источник его идеалов, и опосредованный им самим источник его книг (но не в банальном смысле „вторичности“, а в уникальном формообразующем смысле книги как архетипа культуры) ; книга - и бесконечная цель устремлений Гессе, и пафос его воистину поразительной - притом что он писатель - деятельности в качестве пропагандиста книжной культуры. А эта деятельность составляет большую часть творчества Гессе: на протяжении 60 из 85 лет его жизни он написал и опубликовал в германоязычной прессе свыше 3000 рецензий и эссе о произведениях всех жанров из самых разнообразных литератур, времен и народов. Это была пропаганда всего лучшего - лучшего, по мнению Гессе, - что создано в различных идейных и стилистических ключах, осуществление известного гессевского кредо служения и жертвенной самоотдачи, а также магическое действо посредника, связующего в единое целое эпохи, пространства, культурные миры, людей и противостоящие друг другу части своего сознания. Кроме того, Гессе 58 раз выступал издателем - по оценке Томаса Манна, издателем первоклассным - многочисленных немецкоязычных и иностранных авторов. С 1910 по 1962 год Гессе написал 39 предисловий к книгам, изданным другими людьми. Испытывал себя Гессе и в роли переводчика художественной литературы. В начале своего творческого пути он несколько лет был пропагандистом книги и как книготорговец (книготорговцем и издателем в очень специальном смысле Гессе оставался всю жизнь). Почти все герои художественной прозы Гессе - писатели, поэты или художники, и во многих его произведениях материалом художественного конфликта прямо или символически опосредованно являются отношения героев с миром книг. Отношения с миром книг - ведущая тема и библиофильской прозы Гессе, его многочисленных статей, эссе и рассказов, значительную часть которых впервые собрал и издал в 1977 году западногерманский гессевед Фолькер Михельс. Этот пока единственный крупный сборник гессевской библиофильской прозы в несколько измененном и отчасти дополненном виде мы и предлагаем советскому читателю.
Излишне анализировать и истолковывать отдельные вещи этого сборника расположенные в хронологической последовательности и отмечающие развитие „книжного человека“ Гессе, они говорят сами за себя. Но у читателя, особенно если он поклонник творчества Гессе, возможно, возникает много вопросов: как писатель стал таким выдающимся библиофилом, в чем корни его книжной одержимости, как связана эта одержимость человека-Гессе с одержимостью писателя-Гессе, в чем особенность такого феномена? Читатель, задающий такие вопросы, видимо, испытал магическое воздействие гессевской прозы и уже