Трунов М & Китаев Л
Экология младенчества (Первый год)
М.ТРУНОВ, Л.КИТАЕВ
ЭКОЛОГИЯ МЛАДЕНЧЕСТВА
ПЕРВЫЙ ГОД
Серия 'Школа сознательного родительства'
Дорогие друзья!
Перед вами первая книга из серии 'Школа сознательного родительства', рассказывающая о младенчестве с позиции любви, о первом годе жизни ребенка и вашей жизни вместе с ним, а не для него.
Эта серия посвящается тем малышам, которые своим здоровьем и радостным отношением к жизни убеждали авторов и нас в естественности и правильности выбранного пути.
Создатели этой серии - такие же родители, как и вы. Пусть наш опыт поможет вам научиться тому, чему в свое время научили нас в Московском клубе 'Здоровая семья'.
Следующие книги серии расскажут о том, как обоим супругам подготовиться к беременности, как прожить эти девять счастливых месяцев и как превратить роды в интимный семейный праздник.
Желаем вам, чтобы познав науку новой родительской культуры, вы обрели счастье в здоровье своих малышей, как обрели его мы!
Руководители Центра ЭКОЛОГИЯ СЕМЬИ
Ксения Рындич
Олег Савельев
Сергей Возчиков
Оглавление
Глава I ДРАМА МЛАДЕНЧЕСТВА
Глава II КАКОГО МЛАДЕНЦА МЫ ИМЕЕМ? ПОСЛЕДСТВИЯ ТРАДИЦИОННОГО ПОДХОДА
Глава III СЛАГАЕМЫЕ ДЕТСКОГО ЗДОРОВЬЯ
Глава IV КОГДА ОН ЕЩЕ НЕ РОДИЛСЯ
Глава V О ТОМ, КАК МЫ НУЖНЫ ДРУГ ДРУГУ
Глава VI ФЕНОМЕН БОНДИНГА - ОСНОВА ГАРМОНИИ
Глава VII ЕСТЕСТВЕННЫЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ
1. Потребность иметь родителей
2. Сенсорное наполнение
3. Потребность в движении
4. Потребность в физиологическом стрессе
5. Потребность в кормлении грудью
Глава VIII КАК С НИМИ ОБРАЩАТЬСЯ?
1. Положение ребенка во сне
2. Одежда
3. Гигиена и окружающая среда
4. Режим дня
5. Прививки
Глава IX ГРУДНОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ
Глава X ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
1. Динамическая гимнастика
2. Водные тренировки
3. 'Бэби-йога'
Глава XI ЗАКАЛИВАНИЕ
1. Воздух и солнце
2. Холодные обливания
3. Купание в естественных водоемах
4. Баня
Двадцать первое столетие будет экологическим или не будет никаким.
Мишель Одан
ПРЕДИСЛОВИЕ
История жизни каждого человека - это история развития взаимоотношений его родителей, приведших к факту зачатия, это история его развития в материнской утробе из оплодотворенной яйцеклетки в сложнейший организм, это переживания схваток и прохождения через родовые пути, первые впечатления от контакта с внешним миром, события раннего младенчества и детства и, наконец, жизнь, связанная с осознанным отношением к этому миру. Сегодня хорошо известно, что это осознанное отношение, характеризующееся выделением в человеке 'Я' и противопоставлением его всему внешнему 'Миру', вырастающее из изначального единства уже в период раннею детства, закладывается много раньше и является результатом всех упомянутых предшествующих этапов. Не только условия жизни в детстве и младенчестве, особенности внутриутробного периода и рождения, но и обстоятельства зачатия, - все эти немаловажные факторы влияют на формирование личности. Всякий человек несет в себе свою историю, и это прошлое каждый момент участвует в созидании настоящего.
Важность здоровых семейных отношений (какова бы ни была форма семьи), удовлетворения специфических материальных и душевных потребностей женщины во время вынашивания ребенка и при его рождении, удовлетворения естественных потребностей малыша после его рождения очевидны не только для современной науки. В любой культуре выделяется мощный пласт, который можно назвать культурой перинатальною периода1, или перинатальной культурой. Перинатальная культура - это совокупность мировоззренческих идей и взглядов общества, выражающихся в существующих обычаях и традициях, на процессы планирования семьи, беременности, рождения ребенка и младенчества. Ясно, что перинатальная культура тесно переплетается с такими явлениями как культура семьи вообще и культура родительства и воспитания в частности. Очевидно, что эта культура может быть совершенно различной в зависимости от условий жизни данного общества и целей, которые оно преследует. Существенно лишь то, что феномен перинатальной культуры - это отражение того или иного понимания роли перинатального периода в формировании личности человека.
Если говорить о современной перинатальной культуре цивилизованных стран, то этот термин вряд ли уместен. Весь этот период как будто вырван из повседневной жизни и представляется более как проблема медицинская, нежели социальная. Беременность рассматривается как процесс, идущий на грани с патологией, рождение ребенка в большинстве случаев происходит в отрыве от семьи, за стенами клиник и практически всегда с медицинским вмешательством, родившийся ребенок находится под наблюдением целой армии специалистов-медиков. Поэтому мы можем говорить о дородовом медицинском наблюдении, о медицинской практике ведения родов, о врачебном контроле за здоровьем младенцев, но не о культуре в том смысле, который мы привыкли вкладывать в это слово. Правильнее было бы сказать, что отличительной чертой нашей культуры является отсутствие перинатальной культуры.
Сегодня мы можем видеть печальную картину отчуждения родителей от своих детей, начинающуюся с внушения беременной женщине статуса пациентки со всем сопутствующим комплексом страхов, продолжающуюся отрывом женщины от семьи при родах в больнице и лишением ее права ухаживания за своим только что родившимся ребенком по своему усмотрению. В периоде раннего младенчества своего ребенка родители практически парализованы в творческой активности и находятся в полной власти медицинских рекомендаций. Для медицины же ребенок - это прежде всего пациент. А значит, его надо лечить. А если и не надо, то обязательно проводить определенную профилактику (прививки, медосмотры и т.д.). Мнение родителей в расчет как правило не принимается.
Такое отчуждение родителей от детей ведет к отсутствию культуры родительства, обычаев и традиций, идущих от начала жизни каждого человека. Тем самым наша культура оказывается лишенной одной из своих важнейших составляющих. И как бы эти проблемы ни были далеки от современного человека с его жизненными ценностями, от воссоздания этого культурного слоя во многом зависит разрешение огромного количества противоречий и конфликтов нашей жизни. Ведь осознание действительности уже не первого поколения формируется в отсутствие перинатальной культуры, а значит это осознание также имеет пробел. И этот пробел нельзя считать несущественным, ибо отношение к зарождению новой жизни, к женщине- матери, к новорожденному младенцу как носителю и продолжателю нашей культуры определяет слишком важные мировоззренческие установки, так или иначе пропитывающие всю нашу жизнь.