• 1

Мученик Аристид Философ.

Слово о благоразумном разбойнике[1].

1. О, как меня поразило это[2] восклицание разбойника и ответ на него Распятаго! Позволь, слушатель внимательный, не пройти молчанием это таинство: в нем содержится чудодейственная некая сила. Ибо и само евангельское повествование говорит, что Распятый находился на кресте, как простой какой-либо смертный, быв пригвожден к нему, но быв распят во исполнение предсказаний пророков, а окрест стояла великая толпа иудеев, приготовляющих смерть Господу. Ты видишь здесь[3] во всеоружии самую смерть, - облеченнаго в оружие воина близ креста, горькую желчь, приготовленную для питья, подвигшияся основания земли, изменившиеся законы природы, день, одетый мраком ночи, раздранную завесу храма, разделенныя одежды Распятаго и тунику Его, отданную по жребию, небесныя воинства ужасающияся, потрясенную страхом природу вышних и преисподних, исполнившияся предсказания пророков.

2. Что же Распятый? Вся совершишася ныне (Ин.19:30), говорит. Мудрый разбойник оказался здесь мудрейшим, слыша этот спасительный глас. Ибо хотя руками распростертыми и ногами пригвожден был ко кресту, но свободным языком своим произвел движение и произнес мольбу: вера, хранившаяся в его сердце, произнеся Его имя, возгласила: помяни мя Господи, егда приидеши во царствии Твоем (Лк.23:42). На это Распятый ответил: днесь со мною будеши в раи (Лк.23:43).

3. Поистине дивное и ужасное таинство: ибо отселе висевший на кресте мгновенно поемлется в рай - разбойника избирая спутником в своем шествии Христос; одного вводит в рай, другого нет. Почему так сделалось? Этот благоразумный разбойник не предвосхитил ли рай у Владыки рая от своего товарища (socio), то есть, распятый одесную от распятаго ошую? Отнюдь не так, но этими немногими словами помяни мя Господи, егда приидеши во царствии Твоем, - он скорее получил желаемое, чем попросил, ибо рек (ему Христос): днесь со Мною будеши в раи. Очевидно, рай невозможно было похитить, по способу разбойников, ибо руки хищников не досягают рая.

4. Нет, в Распятом разбойник познал несомненно Бога, и за свое воззвание веры призван был в рай, а не сам восхитил его от Господа. Итак удались ныне, признающий Распятаго обыкновенным человеком бедным, разделенным (divisum) и грешным. Ибо если чистый человек смертной природы другому человеку смертному же по природе никоим образом не может даровать безсмертия, вероятно ли и правдоподобно ли, чтобы тот, кто, по своему составу, рожден и сотворен с природою поврежденной и испорченной, мог дать неповрежденность другому существу, равно поврежденному и испорченному? Равным образом мог ли бы человек открыть рай, который Бог закрыл для самого первозданнаго из людей, повелев херувиму с пламенным мечем охранять вход его (Быт.3:24).

5. Итак: как веруешь о Иисусе Христе, отверзающем рай, ты, слепотствующий, очами иудеев смотрящий на воплощение Еммануила? Если Христос кажется тебе лишь превосходнейшим из людей, то вот этот самый Христос, по твоему мнению только человек и притом распятый, отверзает рай, становится выше самого Бога, рай затворяющаго, - один и тот же, но в то же время сам себе противоположный. Не глупая ли это басня и не ложное ли учение, достойное смеха и комических песенок, - или лучше плача! Мы же исповедуем, что Распятый есть истинный Бог во плоти, покланяемся Ему, Господу, отверзшему рай.

6. В восклицании Распятаго содержатся и другия достойныя веры истины и ясныя доказательства. Этот глас, присно животворящий, который услышал самый разбойник, некоему Лазарю от того же Распятаго, прежде его распятия, возглашен был в сопровождении великаго чуда, в присутствии самих иудеев, убийц Христа, которые скрежетали зубами, (говоря): ты простой человек, а творишь из себя Бога (Ин.10:33). Но является вера, и божественный глас тебя убеждает, к сестре мертваго говоря: аще веруеши, узриши славу Божию (Ин.11:40). Подобным образом и к слепорожденному говорит: веруеши ли в Сына Божия? Сей есть иже глаголяй с тобою (Ин.9:35,37). Слепой как и наш разбойник поклонился ему, восклицая: верую, Господи. В этом исповедании слепой не один свет телесный нашел, ио и познал самого Виновника света, то есть Бога от Бога и Слово. Такую награду получает восклицание, которое исповедует нашу истинную веру в Господа нашего Иисуса Христа.

7. Итак прошу и молю всех вас, верные Христа возлюбленнейшие, да подражаете вере одесную (Христа) распятаго разбойника, к его гласу присоедините свой глас, бывшаго же ошуюю разбойника осудивши, его неверие оплакавши. Ибо этот, поелику отступил от гласа Христа, первобытнаго блаженнейшаго пребывания одесную с сими двумя не имеет, но помещенный ошуюю, там и остался. И теперь видишь, как жалок грех неверия! Пред твоими очами дела обоих разбойников предлежат, постоянно повторяемыя и прочитываемыя из священных книг, которыя этими очевиднейшими доказательствами внушают тебе твердую и несомненную веру, что Распятый есть Бог и Сын Божий. Ему слава.

,

Примечания

1

В латинском переводе с армянскаго, как в издании Мхитаристов, так и у Питры, слово озаглавливается: de latronis clamore et Crucifixi responsione sermo.

2

Здесь предполагается предварительное прочтение на богослужении слов евангелиста Луки 23:42 и след.; или параллельнаго места из котораго-либо другого евангелиста.

3

Т. е. у креста Христова.

  • 1
Добавить отзыв
ВСЕ ОТЗЫВЫ О КНИГЕ В ИЗБРАННОЕ

0

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Отметить Добавить цитату