Сунил Кумар Джха

Непал: Обычаи и этикет

Предисловие

Эверест

Последнее индусское королевство, родина Будды, Непал не имеет себе подобных. Культурное наследие Непала огромно, он населен разнообразными этническими группами с их красочными праздниками, именно здесь расположены покрытые снегом «троны богов» – Гималаи, восхитительная жемчужина природы. Уже только эти чудесные вещи могут сделать ваше путешествие в Гималайское королевство поистине захватывающим и запоминающимся.

По нормам этикета и образу жизни непальцы во многом схожи со своими соседями, живущими на Индийском полуострове, хотя их отличает местный колорит. В этой книге мы предпримем скромную попытку познакомить читателя с современным Непалом и непальским обществом. Понимание основных норм, руководящих общественными отношениями, а также представления об истории и природных условиях Непала помогут извлечь вам максимум пользы от визита в эту страну.

Вы обнаружите, что и здесь есть множество путей, которым можно следовать, поэтому постарайтесь брать пример с непальцев: созерцайте горы и картины сельской жизни; любуйтесь великолепием снежных вершин, а также богатым разнообразием животного и растительного мира, наслаждайтесь древними королевскими городами долины Катманду с их пагодами и дворцами, культурой, праздниками, пищей, а также популярной музыкой. Нигде в мире вы не встретите ничего подобного. Это касается и непальского радушия и гостеприимства.

Сунил Кумар Джха

Весна 1998

Карта Непала

1. Знакомство с Непалом

Велорикши, Катманду

Пожалуй, уникальность Непала заключена в его культурном многообразии, но прежде всего – в незабываемом народе, который делает эту страну столь удивительной. Непальцы входят в десятку беднейших народов мира, но они наслаждаются своей жизнью, и нигде больше вы не встретите столько улыбок, как в Непале.

Индуизм и буддизм составляют в Непале почти неразрывное единство, которому он и обязан уникальным многообразием праздников и ритуалов. Пуджа в монастыре, бхаджан и арти в храме, небольшое жертвоприношение на домашнем алтаре, бессчетные тангка в сувенирных лавках Катманду – все это делает путешествие в Непал столь увлекательным.

Гости Непала должны знать об уникальности истории страны: она никогда не подвергалась колонизации со стороны Запада. Отсутствие колониального прошлого важно для уяснения непальской ментальности. Поскольку спины непальцев не отмечены рубцами истории, приезжие принимаются здесь как равные. Религиозные и расовые предубеждения фактически неведомы им. Однако веками здесь шли схватки как с соседними, так и с внутренними (местными) княжествами. Поэтому, чтобы должным образом понимать страну, важно ознакомиться с ранним, средневековым и современным периодами непальской истории.

300 лет истории

Королевство Непал, как известно, зародилось в 1769 году, когда Притви Нараян Шах, король маленького княжества Горкха, успешно присоединил к своим землям несколько других княжеств, расположенных к западу и востоку. С тех пор долина Катманду, получившая позже название Непальская долина, стала средоточием власти для последующего объединения, и образованное государство со временем стало известно как Непал.

С момента объединения Непал управлялся абсолютистским органом – собранием (Хукми Сашан) шахов. Наследники короля Притви Нараян Шаха продолжили его экспансионистскую политику, приведшую к войнам: сначала с Тибетом в 1793 году, затем с англичанами на юге в 1814-м. Последняя война окончилась подписанием 2 декабря 1816 года Сагаульского договора[1] , по которому Непал потерял почти две трети своих территорий, присоединенных в ходе былых завоеваний.

Утрата территорий подогрела конфликт в правящей верхушке, что привело к кровавому государственному перевороту в сентябре 1846 года, в ходе которого армейский генерал Джанг Бахадур Рана захватил власть и установил систему наследственных премьер-министров. Согласно этой системе, пост премьер-министра единолично занимал старший мужчина рода Рана. Правление семейства Рана продолжалось в Непале 104 года, пока правящий дом не был свергнут во время малой революции 1950— 1951 годов.

Политические изменения 1951 года произошли в результате соглашения, достигнутого между тогдашним королем из династии Рана и лидерами Непальского конгресса в Нью-Дели, который был организован премьер-министром Индии Джавахарлалом Неру. Согласно договору, Рана утратили политическую власть, а королевская власть и привилегии были вновь восстановлены.

Внедрение демократической политической системы в Непале оказалось непростой задачей. Первое народное правительство Непальского конгресса было распущено 15 декабря 1960 года. В последующие тридцать лет в Непале применялась беспартийная панчаятская система[2] , введенная королем Махендрой, эта парламентская система с некоторыми усовершенствованиями была продолжена сыном Махендры, королем Бирендрой.

Политическая система сегодня

Народное протестное движение, вызванное коррупцией и экономическими проблемами, положило конец феодальной панчаятской системе. В ноябре 1990 года была принята новая конституция, гарантирующая конституционную монархию, право голоса всем совершеннолетним гражданам и многопартийную парламентскую систему. Однако элита из высших каст сохранила контроль над политическими партиями. Жестокие битвы за власть и коррупция в среде ведущих политиков, возглавляемая маоистами из партии «Народная война» и амбиции нового короля Гьянендры, который взошел на трон в 2001 году после таинственной резни во дворце[3] , – все это привело к нынешнему политическому хаосу. Однако еще на момент написания книги (февраль 2006 г.) абсолютным правителем являлся король[4] .

Кое-что о гуркхах

Священный дворец Горакхнат возвышается сегодня над городом Горкха, и именно ему гуркхи обязаны своим наименованием. Термин «гуркха» или «горкха» происходит от санскритских слов «го», что значит «корова», и «ракх» («ракша»), что значит «покровитель». Таким образом, здесь подразумевается «покровитель коров» индийской традиции.

Вследствие самого существования и деятельности гуркхов в Непал стекаются сотни миллионов долларов.

Национальное оружие непальцев, которое также является излюбленным оружием гуркхов, – это кхукури, искривленный нож. В Непале нет такого дома, где этот нож не используется для рубки дерева, мяса и овощей. Считается, что удача гуркхских батальонов зависит от искусного обращения гуркхов с кхукури. Перекрещенные кхукури изображены на непальском гербе в качестве символа гуркхской армии.

На непальском гербе изображены гористое место у подножия Гималаев, корова (национальное животное), фазан (национальная птица), рододендрон (национальный цветок) и два гуркхских солдата на флангах герба Индус с украшенной гирляндами священной коровой на празднике Гай-Тимар

2. Природная среда

Добавить отзыв
ВСЕ ОТЗЫВЫ О КНИГЕ В ИЗБРАННОЕ

0

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Отметить Добавить цитату