«Герой нашего времени» — Михаил Лермонтов
Известнейший роман «Герой нашего времени» является первым образцом русской прозы, который объединил в себе черты реализма, где рассматриваются как социальные, так и психологические области, а также поднимаются вопросы нравственности и философии с позиции жизни одного человека живущего в России в начале 19-го века.
Реализм произведения проявляется в рассмотрении важнейших проблем современного общества и осознании цельного образа «героя времени», характерного представителя времени, эпохи – «лишнего человека». В романе реализм выявляется в намерении Лермонтова очень тонко, с малейшими психологическими деталями создать образы.
История создания
«Герой нашего времени» является единственным завершенным романом в творчестве Михаила Лермонтова и в это же время имеет необычайную историю создания – сложную и весьма противоречивую. До написания романа автор довольно много экспериментировал в прозе.
Еще в начале 1836 года, до отъезда на Кавказ Лермонтов издает небольшие повести в журнале «Отечественные записки». В разные годы выходят разные части романа. Только в 1840 году в апрельском выпуске этого же журнала появился весь роман, целиком. Название предложил издатель журнала А. А. Краевский, чтобы избежать сходства.
Отдельное издание романа вышло в свет в начале 1841 года. В полной печатной версии было добавлено предисловие, в котором Лермонтов изъяснил суть романа и ответил на клевету критиков. В предисловии упоминалось, что произведение не является портретом одной личности, это собирательный образ всего порочного поколения.
Структура романа
Роман имеет четкую структуру, однако части расположены не в хронологическом порядке, а как рассказ и знакомство с главным героем от лица Максима Максимыча, а затем раскрываются все грани личности Печорина, посредством его личного дневника:
- Предисловие
- Часть первая
- I. Бэла
- II. Максим Максимыч
- Журнал Печорина
- Предисловие
- I. Тамань
- Часть вторая (Окончание журнала Печорина)
- II. Княжна Мери
- III. Фаталист
Михаил Лермонтов «Герой нашего времени» написал неспроста. Это сообщение, которое уже тогда в 19-ом веке писатель хотел донести до человечества. Он хотел сказать, насколько важно воспитывать совесть, иметь твердые убеждения, прислушиваться к моральным принципам, заботиться о других и быть Человеком.
«Герой нашего времени» краткое содержание
Предисловие
Как упоминалось выше, автор в небольшом предисловии выразил мысль, о том, что в произведении присутствует портрет не конкретной личности, а портрет всего поколения в целом. Как известно общество впитывает в себя множество пороков, на чем акцентирует внимание сам автор. Однако решения или методов борьбы с этим он не предлагает.
Часть первая. I. Бэла
Представляет собой собранный самостоятельный рассказ, который ведется от лица Максима Максимыча. Он в свою очередь рассказывает обо всех событиях неизвестному офицеру, который встретился ему на Кавказе. В желании проявить себя, добиться желаемого и от скуки Печорин начинает служить на Кавказе не лучшим образом.
Объединившись с местным жителем Азаматом, Григорий совершает похищение младшей дочери князя Бэлы и коня Казбича. Такое событие вызывает резонанс среди местных жителей. Однако Печорина это не беспокоит. Вследствие таких поступков происходят трагические события – Азамат вынужден покинуть семью, убивают Бэлу и ее отца.
II. Максим Максимыч
Данная часть является условным продолжением первой части – «Бэлы». Индивидуального сюжетного значения она не имеет, однако, в целом для развития композиции произведения очень важна.
Читатель имеет возможность увидеть «лицо» Григория Печорина, производится попытка увидеть «внутренность» через внешние проявления. Долгожданная встреча так и не состоялась. Рассказ строится на двух контрастных образах – Максим Максимыча и Печорина.
Журнал Печорина. Предисловие
Известие о смерти Печорина побуждает автора опубликовать его записи. В дальнейшем повествование написано в виде журнала Печорина. В нем описываются черты характера героя и события, произошедшие на Кавказе
I. Тамань
Григорий представлен с позиции активной, деятельной стороны. Он неожиданно становится свидетелем преступной организации состоящей из двух детей – слепого мальчика и странной девушки, а также контрабандиста Янко. Вмешательство главного героя приводит к ухудшению и так сложного положения слепого мальчика.
Часть вторая. II. Княжна Мери
События разворачиваются в Пятигорске. Печорин знакомится с видными людьми – княгиней Лиговской и Мери, её дочерью. Именно в Пятигорске он снова видит свою прошлую возлюбленную Веру и встречает давнего друга Юнкера Грушницкого, который является полной противоположностью Печорина.
Григорий влюбляет в себя Мери, развивает отношения также с Верой, ссорится с Грушницким и убивает его на дуэли. После чего он вынужден уехать в ссылку, в крепость. Именно там он знакомится с Максимом Максимычем.
III. Фаталист
Повествование построено на событиях, которые происходят в казачьей станице. Именно туда приезжает Печорин. В один из вечеров он приходит в гости, все начинают играть в карты. Через некоторое время Печорин и Вулич решают поспорить. Вулич пытается выстрелить пистолетом в голову, но этого не происходит – осечка.
Однако перед этим Григорий сказал, что видит на лице Вулича смерть. Через некоторое время все узнают новость – пьяный казак зарубил Вулича шашкой. Главный герой решает окончательно искусить свою судьбу и взять убийцу собственноручно. Он пролезает в дом, казак успевает выстрелить, но лишь задевает одежду.
После всех пережитых событий Григорий приезжает к своему верному другу Максиму Максимычу и повествует о произошедших событиях.