КОЛОНКА РЕДАКТОРА
14 декабря 2009 года Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископ Волоколамский Иларион ответил на вопросы журнала «Шпигель». (Интервью опубликовано в № 51 журнала «Шпигель» за 2009 год.) В числе многих вопросов, были и такие:
– Как Вы относитесь к сегодняшней внутрироссийской дискуссии о личности Сталина?
– Мы должны смотреть в глаза исторической правде. Существуют неопровержимые доказательства того, что при Сталине происходили массовые репрессии. Мы, наверное, никогда не узнаем точное количество репрессированных, но речь идет о миллионах расстрелянных, лишенных имущества, изгнанных с родной земли. Это была репрессивная система, которая на протяжении нескольких десятилетий уничтожала свой собственный народ.
– Но сегодня в России вновь раздаются голоса, утверждающие, что у Сталина есть и заслуги.
– Преступлений, которые я назвал, нельзя оправдать ни этими заслугами, ни победой во Второй Мировой войне. Победу в войне одержал не Сталин, а народ. Данные слова архиепископа трудно переоценить, особенно имея в виду события, начавшиеся уже более года назад. В ноябре 2008-го в средствах массовой информации появилось сообщение, шокировавшее многих: в храме Святой равноапостольной Великой княгини Ольги в Стрельне появилось изображение святой Матроны Московской рядом со Сталиным.
Настоятель храма игумен Евстафий (Жаков) сказал: «…У нас в России полководцы часто благословлялись монахами, блаженными, юродивыми. Вот, например, преподобный Сергий Радонежский благословил полководца Дмитрия Донского на битву. И битва была выиграна. То же самое произошло в Москве осенью 41-го года».
«Речь не идёт о его [Сталина] канонизации, – успокоил игумен. – Речь идёт именно о почитании великого вождя и руководителя, спасителя страны». «Я с печалью вспоминаю великого человека… Это были лучшие годы в истории СССР. По улицам ходили свободно. Цены снижались ежегодно. Все обитатели нашего дома – рабочие, шофер, пожарный, врачи, мой отец – профессор покупали в магазинах любые продукты – икру, ветчину, семгу. Качество такое, что нынешнее изобилие, несмотря на яркие обертки, кажется пародией. Не было нынешнего разврата. Пели песни и снимали фильмы о любви, но как о трогательной тайне, куда посторонним глазам не надо заглядывать. Сажали? Бывало, но далеко не так много, как об этом пишут… Гонения на Церковь и священнослужителей имели место в основном, до установления единовластия Сталина. Их организаторами выступали те самые старые большевики, которых он уничтожил. Но главное – Русская Церковь гонения эти заслужила. Вспомните приветственные телеграммы, которые шли почти от всех епархий масонскому Временному правительству после свержения Николая II… Такая Церковь должна была очиститься, пройдя через репрессии и страдания. Да, погибли невинные, которые сейчас признаны мучениками, но какое же православное государство без мучеников? Для России счастье, что они есть и заступаются за нее перед лицом Господа!»
«Коммунисты Петербурга» восприняли весть об игумене Евстафии с воодушевлением: «Он творческий человек, истинно верующий, настоящий пример для всех священнослужителей, учитель для всех православных. Мужественный, искренний человек». При этом они идут дальше него: «Мы никогда не отстанем от РПЦ с призывом канонизировать Сталина…» Коммунистами делается предположение: «Если сейчас епархия не станет строго наказывать Евстафия,… и другие священники выйдут из тени».
В Петербурге начали распространяться «иконки» уже непосредственно Сталина. «Эскиз сделала одна художница… она и для церкви иконы пишет. Печатали не в Петербурге, – здесь нам отказали, – а в другом регионе, более патриотическом. Сделали около трех тысяч икон. На бумаге, в рамочке. Распространили их в городе – раздавали, продавали за символическую цену… Все разошлись. Но пока мы их больше печатать не будем: мы ведь хотели только побудить священнослужителей к действию».
Реакция архиепископа Волоколамского Иллариона не является единственной в своем роде. Еще во время осуществления проекта «Имя Россия» известный московский священник протоиерей Димитрий Смирнов сказал: «Мне кажется, если так идти до конца, то для начала петербургским коммунистам следовало бы канонизировать Адольфа Гитлера, а уже потом и Сталина. Они современники, большие друзья, подписавшие много исторических договоров, поделив между собой Европу. Поэтому было бы логичнее начинать с Гитлера. Но, если серьезно, то Русская Православная Церковь даже не будет ставить на повестку дня вопрос о “канонизации” Сталина».
Однако слова архиепископа, руководителя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, должно на наш взгляд внести полную ясность.
ОБЩЕСТВО, ПОЛИТИКА, ВЛАСТЬ
Святослав Иванов.
Когда закончится Гражданская война?
О том, что произошло в те далекие годы под Воронежем становится ясно из этого короткого эпизода.
В декабре 1920 года, на VIII Всероссийском съезде Советов, в беседе с командармом Первой Конной армии В.И. Ленин спросил:
– Вы понимаете, что ваш корпус сделал под Воронежем?
– Разбил противника, – ответил Буденный.
– Так-то просто, – улыбнулся Ленин. – Не окажись ваш корпус под Воронежем, Деникин мог бы бросить на чашу весов конницу Шкуро и Мамантова, и республика была бы в особо тяжелой опасности. Ведь мы потеряли Орел. Белые подходили к Туле…
А начиналось вся эта история летом 1919 года, когда коммунисты терпели одно поражение за другим на всех фронтах. Добровольческая и Донская армии на юге России под командованием генерала Деникина стремительно продвигались к Москве, а Сибирская армия адмирала Колчака вышла к Волге. Казачья конница устремилась в исторический рейд по глубоким тылам красной Совдепии…
4-й Донской казачий корпус генерала Мамантова (2500 сабель, 14 орудий, 103 пулемета и 3 бронеавтомобиля) переправившись через реку Хопер в районе станции Добрянской, проведя предварительно тщательную разведку, прорвал Южный фронт красных на стыке 8-й и 9-й армий. Казаки легко разбили передовые части 40-й дивизии Южного фронта и продвигаясь вдоль железнодорожного полотна Борисоглебск-Грязи, захватили военный эшелон с мобилизованными в Красную армию крестьянами. И… распустили их. Навстречу казакам были брошены три дивизии красных, снятые с Южного фронта. Потрепав их и частично уничтожив, генерал Мамантов решил занять Тамбов и дать отдых своим казакам. На пути к Тамбову казаки наголову разбивают пехотную дивизию красных и кавбригаду, после чего ворваться в Тамбов уже не составляло труда.
Августовские дни 1919 года в Тамбове были днями ожидания перемен. Большевики спешно покидали город. Только часть латышских стрелков оступала в организованном порядке. Но вдруг с колокольни кладбищенской церкви Петропавловского кладбища по четкому строю латышей ударил пулемет. Придя в себя, они повели прицельный огонь из винтовок. Пулемет захлебнулся. Когда проникли в храм, а затем и на