КОРОЛЬ УМИРАЕТ
Сценарий спектакля Театра-студии на Юго-Западе [по пьесе Эжена Ионеско, перевод с франц. Ольги Ильинской]
Сцена опутана по периметру ржавыми вентиляционными трубами. В дальних углах трубы образуют арки; из «окна» в левой стене выведен раструб — светильник, он же — подзорная труба; чуть дальше из «кармана» за левой колонной тоже выходит труба-светильник, её луч бьет прямо над полом.
Посередине сцены положен большой светло-серый палас, у левой колонны стоит трон, он же — инвалидная коляска, — скрипучее деревянное сооружение на двух больших колесах.
Персонажи одеты в костюмы из грубой мешковины и тех же вентиляционных труб. На короле длинная рубаха, поверх неё мантия из переплетенных парусиновых ремней, схваченная на плечах железными «эполетами»; он обут в домашние туфли на босу ногу. Страж пребывает в позе культуриста, выгнув колесом ноги в железных наколенниках и пружиня ржавые «бицепсы»; на голове у него берет. Доктор одет в панцирь наподобие пивного бочонка с рукавами-крылышками и железную шапочку с ушами. На королеве Маргарите подобие лат и высокая шапочка-корона. Королева Мария — рыжая грива волос перехвачена железной «лентой», глубокое декольте из мешковины, панталончики с оборочками, соблазнительные железные формы и железная подвязочка на одной ноге; обута в изящные раздвоенные копытца. Служанка Джульетта напоминает улитку, временами она прячется в свой панцирь так, что наружу торчит только голова в железной повязке; в руках у Джульетты тряпка, которой она то и дело машинально что-нибудь протирает.
Все они — монстры, которых породило умирающее сознание короля. Это подчеркивается и манерой речи — только король держится естественно и говорит подчеркнуто бытовым голосом, остальные играют в острой фарсовой манере, напоминая кукол в балагане. В наиболее трагические моменты на фарс переходит и король.
Над сценой горит тусклый свет. Раздается скрип, и трон сам собой оживает. Он медленно, вихляясь, сдвигается с места и неуверенно движется в противоположный угол сцены. Добравшись до середины, он вдруг разгоняется и со всего маху с грохотом врезается в стену. В этот момент вступает бравурный марш. На сцену выходят обе королевы, Страж, Доктор и Джульетта. Они бодро подпевают без слов и принимают позы, призванные продемонстрировать несокрушимую мощь. Король выходит и раскланивается, остальные приветствуют его криками «Ура!». Обходят сцену по кругу и уходят за кулисы. На сцене остаются Страж и Доктор. Марш смолкает.
Пролог с декабря 1991 по февраль 1992 г.
СТРАЖ (голосом ярмарочного зазывалы). Внимание-внимание! Эжен Ионеско. «Король умирает». Трагический фарс с печальным концом.
ДОКТОР. Ха-ха-ха-ха-ха!
СТРАЖ. Ты чего? Ты чего смеешься?
ДОКТОР. Да как же ты говоришь, «король умирает», когда он — живой?
СТРАЖ. Какой же он живой, когда умирает?
ДОКТОР. А такой. Один король вообще умер — а до сих пор живее всех...
СТРАЖ. Замолчи, а то играть не буду.
ДОКТОР. Хорошо.
СТРАЖ. Итак. Король все-таки умирает, трагический фарс с печальным концом.
ДОКТОР. Ха-ха-ха-ха-ха!
СТРАЖ. Ну чего ты опять смеешься?
ДОКТОР. Да какой же это конец, когда он — печальный?
СТРАЖ. А какой?..
ДОКТОР. Хэппи-энд — молодец, вот какой!
СТРАЖ. Ну, это в других странах «хеппи-энд — молодец».
ДОКТОР. Это я знаю: в других странах хэппи-энд — молодец, а у нас — всему...
СТРАЖ (замахиваясь). Иди отсюда, бочка пивная!
Пролог с марта 1992 г.
СТРАЖ (голосом ярмарочного зазывалы). Внимание-внимание! Эжен Ионеско. «Король умирает».
ДОКТОР. Ха-ха-ха-ха-ха!
СТРАЖ. Ты чего? Ты чего смеешься?
ДОКТОР. Да как же ты говоришь, «король умирает», когда он — живой?
СТРАЖ. Какой же он живой, когда умирает?
ДОКТОР. А такой.
СТРАЖ. Какой?
ДОКТОР. Жи-вой, вот какой.
СТРАЖ. Кто такой?
ДОКТОР. Тот такой, кто умирает.
СТРАЖ. Вот я и говорю: король умирает.
ДОКТОР. Тьфу!
СТРАЖ. Слушать надо. — Внимание-внимание, трагедия в одном акте.
ДОКТОР. Ха-ха-ха-ха!
СТРАЖ. Ну чё ты опять смеешься?
ДОКТОР. Да какая же это трагедия, если в одном акте?
СТРАЖ. А такая.
ДОКТОР. А какая?
СТРАЖ. В одном акте, вот какая.
ДОКТОР. Вот какая кто такая?
СТРАЖ. Никакая. Вот какая.
ДОКТОР. Никакая?
СТРАЖ. Никакая.
ДОКТОР. Ха-ха-ха-ха! А ты говоришь, трагедия!
СТРАЖ (замахиваясь). Иди отсюда, бочка пивная!
ДОКТОР. А ты меня наливал?
Страж выталкивает Доктора, тот «катается» по сцене взад-вперед, как бочка, потом убегает.
СТРАЖ (доверительно). Ну в общем, так. Эжен Ионеско. «Король умирает». Вот такой (показывает большой палец) трагический фарс всех времен и народов. Причем действие этого трагического фарса происходит в одном тронном зале такого огромного королевского дворца. Ну, такого псевдо-готического, короче, стиля. Прикинь: стрельчатые окна, черная колоннада — ну, которая поддерживает своды этого замка; черный потолок, который, ну, ведет это в глубину веков, там, потайные ходы во всех направлениях. Замок разрушается. Прикинь: вон там вон — трон короля, да. Быть может ночь, быть может, утро, скорее всего — полдень. Зима или осень, не знаю. Или весна. Короче говоря, отопление не работает. Как всегда. И такая глухая-глухая, леденящая душу, такая пустота... В зале — никого. Только Страж. Ну то есть, я. Короче, последний стражник некогда могущественной охраны короля. Короче, время от времени я буду объявлять появление персонажей. Ну чё, понятно? Тогда начнем. Сейчас выйдет королева Маргарита Первая, первая жена короля Беранже Первого, в сопровождении служанки Джульетты. — Её величество королева Маргарита в сопровождении служанки Джульетты!